Главная стр / Main page     Бомберы - Bombers     Штурмовики - Attackers     Разведчики - Recons     Истребители - Fighters     Смешанные - Mixed    

10 гвардейский Краснознаменный бомбардировочный авиационный Киевский ордена Суворова полк ВВС КА

[33 бомбардировочный авиаполк]



Боевое Знамя красное Гвардейское 924-го гв. МРАП

10 guards bomber air «Kiev» regiment (former 33 bomber aviation regiment)

       История полка

       11.05.1938 г. на аэр. Фурсы (г. Белая Церковь) был сформирован 33-й скоростной бомбардировочный авиационный полк пятиэскадрильного состава (директива Ком. КВО №Ш/М/3/0026 от 14.04.1938 г.), вооруженный самолетами СБ. Новая часть сформировалась на базе 25-й, 26-й и 27-й СБАЭ входивших ранее в 54-ю СБАБ БОВО.
       Полк вошел в состав сформированной на базе 54-й СБАБ новой 10-й скоростной бомбардировочной авиационной бригады Киевского ВО.
       В июле 1939 г. две эскадрильи полка, укомплектованные лучшим летным и техническим составом, были переданы в состав 100-й СБАБ и откомандированы в МНР для участия в боевых действиях в районе р. Халхин–Гол против японцев.
       13.09.1939 г. 33-й СБАП перебазировался на аэроузел Журбинцы (аэр. Журбинцы и Бровки) откуда принял участие в кампании по присоединению Западной Украины к СССР: 12 сентября три «девятки» самолетов СБ полка совершили первый боевой вылет на бомбардировку железнодорожного узла Ковель. Также экипажами полка выполнялись дополнительные задачи: уточнение линии соприкосновения наших войск с противником, разбрасывание листовок в районе г. Владимир-Волынский.
       30.09.1939 г. полк перебазировался на Клембовский аэроузел (аэр. Клембово и Судилков).
       17.10.1939 г. 33-й СБАП вернулся к месту постоянного базирования на аэр. Фурсы (г. Белая Церковь).
       С 08.01.1940 г. 33-й СБАП был перебазирован на Северо-Западный фронт (на аэр. Луостари), чтобы принять участие в Советско-финской войне.
       К 12.02.1940 г. 33-й СБАП был включен в состав 14-й армии, действующей на Мурманском направлении. В это же время 4-я АЭ полка была расформирована, а ее техника, и личный состав были направлены на доукомплектование остальных эскадрилий.
       С 14.02.1940 г. 33-й СБАП составом 54 экипажей участвовал в боевых действиях против Финляндии.
       24.02.1940 г. в полк поступила АЭ (12 экипажей) из 100-й СБАБ с базированием на аэр. Мурмаши.
       С 5 по 7 марта 1940 г. управление полка, 3-я и 5-я АЭ перебазировались на бывший финский аэр. Петсамо.
       Всего за время Зимней кампании 1940 г. полком было совершено 318 боевых вылетов (налет - 501 час. днем и 11 час. ночью), сброшено 125 тонн бомб. Потери полка составили один самолет с экипажем
       С 17 по 19 марта 1940 г. полк перебазировался обратно на свой базовый аэр. Фурсы.
       С 15 июня по 3 июля 1940 г. в период военных действий по присоединению Бессарабии и Северной Буковины полк находился в полной боевой готовности на аэродромах Счастливая и Еленовка.
       С августа 1940 г. 33-й СБАП вошел в состав 19-й смешанной авиационной дивизии, которую сформировали на базе 10-й СБАБ. В состав дивизии также входили 136-й ББАП и 138-й СБАП.
       С 17.03.1940 г. 33-й БАП 19-й БАД базировался на аэр. Городище (г. Белая Церковь).
       Перед началом Великой Отечественной войны на вооружении полка находилось 22/20 СБ, 3/3 УСБ, 23/21 Ар-2, а также 9/9 Пе-2 (личный состав приступил к освоению их в июне).
       В первый день войны 22.06.1941 г. полк выполнил вылет на бомбардировку артиллерийских позиций противника в районе г. Сокаль.
       24.06.1941 г. 9 СБ вылетели в район передвижения бронетанковой колонны противника к северу от г. Броды. Обнаружив колонну в р-не Микульно – Берестечко, летчики атаковали танки во время их переправы через небольшую речку Шара. Самолет лейтенанта Г.А.Храпая был подбит, и летчик направил его на скопление танков. Экипаж в составе: летчик Храпай, штурман Филиппов, стрелок Тихомиров - погиб, совершив огненный таран наземной цели, одним из первых в ВОВ.
       По мере отступления советских войск на восток 33-й СБАП действовал в районах: Броды, Житомир, Киев, Скуниново, Харьков, Курск, Орел.
       На 10.07.1941 г. 19-я САД, куда входил 33-й СБАП, числилась соединением фронтового подчинения Юго-Западного фронта. К этому времени полк перебазировался на аэр. Малая Девица (в 100 км восточнее Киева).
       В июле-сентябре 1941 г. 33-й СБАП принимал участие в обороне г. Киева. Полк бомбил мотомеханизированные части врага в районах: Ромны, Засулье, Харьков, Курск.
       С 12.08.1941 г. полк перешел на штат трехэскадрильного состава.
       05.09.1941 г. полк принял пополнение – 6 самолетов СБ с экипажами из 150-го БАП.
       18.09.1941 г. полк перебазировался на аэр. Большая Писаревка (в 70 км к западу от Белгорода), но уже через 2 недели советским войскам пришлось отступить к Белгороду, а к середине октября полк базировался в р-не Волчанска.
       В сентябре-октябре 1941 г. полк действовал в боях за Харьков и Белгород.
       К 29.09.1941 г. 33-й СБАП 19-й САД базировался на аэр. Крейда (г. Белгород) составом 15 СБ и 2 Ар-2.
       10.11.1941 г. 33-й СБАП перелетел на аэр. Бутурлиновка (Воронежская обл.), где он базировался до конца декабря.
       В конце декабря 1941 г. полк перешел на штат двухэскадрильного состава.
       29.12.1941 г. полк передислоцировался в Землянск к северу от Воронежа, где находился до 11.05.1942 г.
       С 10.02.1942 г. 19-я БАД (САД) была расформирована, а 33-й СБАП стал 33-м отдельным ночным бомбардировочным авиационным полком, подчиняющимся непосредственно штабу Юго-Западного фронта.
       К весне 1942 г. в 33-м НБАП насчитывалось двадцать экипажей на самолетах СБ.
       Приказом НКО СССР №70 от 07.03.1942 г. за отважные и умелые боевые действия против фашистских захватчиков 33-й БАП был преобразован в 10-й гвардейский бомбардировочный авиационный полк.
       За период с 22.06.1941 г. по 07.03.1942 г. полк имел на своем счету: 41 сбитый самолет, 283 уничтоженных танков, 455 автомашин, 600 солдат и офицеров, 16 артиллерийских батарей, 7 разрушенных переправ, 6 эшелонов, 200 зданий. Экипажи полка совершили 1519 боевых вылетов, из них 410 ночью. Было сброшено до 792 т бомб и 5450 ампул с горючей жидкостью «КС».
       С 27.03.1942 г. полк снова перешел на штат трехэскадрильного состава.
       12.04.1942 г. 10-й гв. БАП принял пополнение – 17 самолетов СБ с экипажами из 230-го СБАП.
       В мае 1942 г. 10-й гв. БАП действовал в составе Маневренной авиационной группы Юго-Западного фронта (МАГ ЮЗФ), для чего он перелетел из-под Воронежа в с. Викторополь (в 25 км к юго-западу от ст. Валуйки).
       По состоянию на 11.05.1942 г. в полку имелось: 24 СБ, 2 Ар-2, 1 Пе-2.
       18.06.1942 г. МАГ ЮЗФ была расформирована, а 10-й гв. БАП вошел в состав 271-й НБАД ЮЗФр и перебазировался в район Белолуцка, где принял участие в боях за Ворошиловград.
       К концу июня 1942 г. полк перебазировался на полевую площадку в районе г. Верхний Мамон.
       10.07.1942 г. 10-й гв. БАП перебазировался на ст. Калмык (пос. Первомайский, Борисоглебского района Воронежской обл.), после чего 22 июля передислоцировался на полевой аэродром вблизи станицы Сергиевской (Сталинградская обл.), где полк включился в бои за Сталинград.
       12.07.1942 г. 8-ю ВА (в т.ч. 10-й гв. НБАП 271-й НБАД) передали в состав Сталинградского фронта.
       9-10 августа 1942 г. полк поддерживал войска 64-й армии, нанесшей контрудар по противнику в районе Сталинграда.
       С 7 марта по 13 августа 1942 г. экипажами полка было произведено 638 боевых вылетов, на врага сброшено около 642 т бомб.
       В конце августа 1942 г. 10-й гв. БАП перелетел за Волгу на полевой аэр. Эльтон, откуда совершал ночные бомбардировки вражеских войск, окружавших Сталинград.
       09.09.1942 г. полк принял пополнение – 6 самолетов ДБ-3ф с экипажами из 818-го ДБАП.
       В сентябре 1942 г. 271-ю БАД расформировали, а полк передали в состав 272-й БАД 8-й ВА Южного фронта.
       03.10.1942 г. 10-й гв. БАП был перебазирован в район ж/д ст. Сайхин, где оставался до конца 1942 г.
       С 16.10.1942 г. полк был передали в 270-ю БАД Сталинградского фронта, в составе которой он оставался до конца войны.
       29.12.1942 г. 10-й гв. БАП перебазировался в совхоз «Конституция». Всего на Сталинградском фронте полк произвел 1223 боевых вылета, было сброшено более 740 т бомб.
       С 01.01.1943 г. 10-й гв. БАП вместе с дивизией передается в состав Южного фронта (позднее 4-го Украинского) и 13 января полк перебазируется в с. Заветное Ростовской обл.
       С 15.01.1943 г. полк участвует в боях за освобождение Ростовской и Ворошиловградской областей.
       30.01.1943 г. 10-й гв. БАП перелетел в район ж/д ст. Семичная.
       13.02.1943 г. летный и технический состав полка убыл в тыл в г. Кировабад, где приступил к переучиванию на самолет А-20B «Бостон». В тылу 10-й гв. БАП принял из 11-го ЗАП 8 самолетов А-20В и приступил к практическому освоению новой техники. После окончания переучивания (17 марта – 22 апреля 1943 г.) управление полка перелетело на полевой аэродром возле н. п. Целина Ростовской области (в 110 км к юго-восточнее от Ростова-на-Дону).
       Приказом НКО СССР №207 от 04.05.1943 г. «в целях дальнейшего закрепления памяти о героических подвигах ... и создания традиций для поступающего в часть молодого пополнения» за активное участие в обороне г. Киев летом и осенью 1941 г. 10-му гв. БАП было присвоено почетное наименование «Киевский».
       15.05.1943 г. в полк прибыло пополнение – 19 самолетов А-20В с летно-техническим составом из 507-го БАП. Тогда же полк перебазировался в с. Журавлевка (Ростовская обл.), где оставался до 14 июля и готовится к стратегической операции по освобождению левобережной Украины.
       15.07.1943 г. 10-й гв. БАП перебазируется на аэродром у н. п. Ягодин.
       С 17.07.1943 г. 10-й гв. БАП в составе 270-й БАД 8-й ВА вел боевые действия на Донбассе, продолжая наносить групповые удары по наземным целям в районах Сталино, Харцызска, Иловайской, Кутейниково, Волновахи, Горловки, Запорожья, Пологи, Таганрога и Мариуполя.
       С 01.09.1943 г. полк действовал в составе 4-го Украинского фронта. За время Миусской операции и освобождения Донбасса полк выполнил 1248 боевых вылетов, из них 365 вылетов на ближнюю и дальнюю разведку днем и ночью (районы Крыма, Одессы и Кировограда) в интересах армии и фронта, сбросил около 842 т бомб.
       22.10.1943 г. после освобождения советскими войсками г. Мариуполь полк передислоцировался в с. Боевое (близ Мариуполя), откуда вел боевые действия до 9 декабря.
       20.11.1943 г. 10-й гв. БАП принял пополнение – 10 самолетов А-20В из 11-го ЗАП (г. Кировобад).
       За период с 22.06.1941 г. по 01.01.1944 г. 10-й гв. БАП произвел 5228 самолетовылетов (из них 3790 ночью), налетав 9266 часов (из них 6604 часов ночью). На врага сброшено более 3190 т бомб, более 20 тыс. ампул горючей жидкости «КС» и более 6,75 млн. листовок. Потери полка составили 157 человек летного и технического состава. Безвозвратные потери самолетов в боевых вылетах составили – 17 СБ, 2 ДБ-3ф, 1 Ар-2, 2 Пе-2, 4 А-20В.
       10.12.1943 г. полк перебазировался на аэр. Гирсовка у Молочного лимана к югу от Мелитополя.
       26.02.1944 г. 10-й гв. БАП перебазировался на площадку у п. Розовка в районе ж/д станции Сокологорное, а 16 марта в местечко Домузлы. Здесь полк принял очередное пополнение – 5 самолетов А-20G «Бостон» с экипажами.
       С 7 апреля по 12 мая 1944 г. полк принимал участие в боях по освобождению Крыма и г. Севастополь, совершив 343 боевых вылета днем и ночью. С 20 апреля полк действовал с одной из площадок в Крыму.
       24.05.1944 г. Указом ПВС СССР (объявленный приказом НКО №0160 от 02.06.1944 г.) за успешное выполнение заданий командования в боях с немецкими захватчиками за освобождение города Севастополя и проявленные при этом доблесть и мужество 10-й гв. БАП был награжден орденом Красного Знамени.
       02.06.1944 г. 10-й гв. БАП в составе 6-й гв. БАД был передан из 8-й ВА 4-го Украинского фронта в 1-ю ВА 3-го Белорусского фронта, после чего перелетел на аэр. Шаталово (Смоленская обл.).
       30.06.1944 г. полк с аэр. Шаталово перелетел на аэр. Болбасово, а с 3 июля дислоцировался в районе ж/д ст. Толочин (Витебская обл., к западу от Орши).
       16.07.1944 г. полк базировался на аэр. Лида.
       За период с 2 июня по 15 октября 1944 г. в боях за Белоруссию полк произвел 469 боевых вылетов. За образцовое выполнение заданий командования в боях с немецкими захватчиками, за овладение г. Лида и проявленные при этом доблесть и мужество Указом ПВС СССР от 25.07.1944 г. 10-й гв. БАП был награжден орденом Суворова II-й степени.
       В конце сентября 1944 г. полк принял пополнение – 10 самолетов А-20G с экипажами.
       До 30 сентября полк базировался на аэр. г. Лида, после чего перебазировался на аэр. Вепры. Здесь он вновь принял пополнение – 6 самолетов А-20К и 4 А-20G.
       В первой Восточно-Прусской наступательной операции советских войск (с 16 октября по 1 ноября 1944 г.) 10-й гв. БАП 6-й гв. БАД произвел 224 боевых вылета, сбросил 172 т бомб.
       В январе-марте 1945 г. 10-й гв. БАП на самолетах A-20 «Бостон», принимал активное участие по разгрому немецко-фашистских захватчиков в Восточной Пруссии и подготовке к штурму крепости Кенигсберг.
       С 19 февраля по 10 апреля 1945 г. полк базировался на аэродроме у г. Инстербург (ныне г. Черняховск) в Восточной Пруссии. Последний боевой вылет на Кенигсберг экипажи полка совершили 15 марта 1945 г.
       За период с 12 января по 1 апреля 1945 г. 10-й гв. БАП выполнил 447 боевых вылетов днем и в сумерках (группами по 6 - 27 самолетов) и 48 вылетов ночью – одиночными экипажами. На противника было сброшено около 388 т бомб. Боевые потери составили 4 самолета и 8 членов экипажей, не боевые потери составили 6 самолетов и 6 человек летного состава.
       Результаты боевой работы полка за войну:
       Выполнено 6950 самолетовылетов.
       Уничтожено: 112 самолетов, 293 танка, 32 эшелонов, 580 автомашин, 18 переправ, 75 зенитных батарей, до 6500 солдат и офицеров противника.
       В марте 1945 г. для переучивания на новую матчасть - самолеты Ту-2 в Подмосковье (Фили и Монино) были направлены 2 группы авиаторов. Старую материальную часть полка (6 А-20В, 3 А-20G, 3 А-20К, 1 А-20С и 9 А-20А) передали в 1-й гв. МТАП 8-й МТАД ВВС БФ на аэр. Инстербург.
       13.04.1945 г. 10-й гв. БАП вышел из состава 6-й гв. БАД и перебазировался с аэр. Инстербург на аэр. Малино в 80 км к югу от Москвы. В полку по штату было 35 экипажей. Еще 23 марта в Малино с завода №23 перегнали 32 самолета Ту-2, 1 УТБ и 1 По-2.
       По окончании переучивания 10-й гв. БАП вместе с 114-м гв. БАП и 860-м БАП, вошел в состав вновь сформированной в резерве Ставки ВГК 179-й бомбардировочной авиационной дивизии 7-го БАК.
       До начала июля 1945 г. 10-й гв. БАП оставался на аэр. Третьяково.
       С 03.07.1945 г. полк в составе 179-й БАД был направлен на Дальний Восток, и перелетел на аэр. Улан-Удэ (Бурятия). Оттуда с 10 июля он перебазировался на аэр. «Волк» (г. Чойболсан в Монголии).
       С 09.08.1945 г. 10-й гв. БАП в составе 179 БАД 7-го БАК 12-й ВА принял участие в боевых действиях против Японии.
       14.08.1945 г. полк перебазировался на аэр. «Клен» (МНР). Оттуда экипажи полка выполняли боевые вылеты против японской Квантунской армии.
       Всего за время боев на Дальнем Востоке полк выполнил 28 боевых вылетов с общим налетом более 89 час. и сбросил около 31 т бомб.
       С 12.09.1945 г. после окончания войны с Японией 179-й БАД 7-го БАК, в которую входил 10-й гв. БАП, была передана из 12-й ВА в 9-ю ВА Приморского ВО с перебазированием в Китай на Ляодунский полуостров, на аэродромы Саншилипу и Тученцзы.
       В апреле 1947 г. 10-й гв. БАП перешел на четырехэскадрильный штат.
       К марту 1949 г. произошла смена нумерации многих частей, соединений и объединений ВС СССР. С этого времени 10-й гв. БАП входил в состав 194-й БАД (бывш. 179-я БАД) 83-го смешанного авиационного Хинганского корпуса (бывш. 7-й САК) 54-й ВА (бывш. 9-я ВА) Приморского ВО.
       С 26.03.1950 г. на основании директивы ГШ ВС СССР №00281631 от 03.03.1950 г. 10-й гв. БАП 194-й БАД 54-й ВА, вооруженный 25 самолетами Ту-2, был передан из 83-го смешанного авиационного Хинганского корпуса в состав Авиации Порт-Артурской ВМБ ВВС 5-го ВМФ с дислокацией на аэр. Саншилипу.
       В июне 1950 г. 10-й гв. БАП начал переформирование в 1534-й гв. минно-торпедный авиационный полк 589-й МТАД (бывш. 194-я БАД) в составе 55-го АК ВВС 5-го ВМФ. Полк переформировывался по трехэскадрильному штату (25 Ту-2, 7 самолетов УТБ и По-2).
       18.10.1950 г. 1534-й гв. МТАП был передислоцирован на аэр. Цзиньчжоу – Новый.
       С марта по октябрь 1951 г. все самолеты 1534-го гв. МТАП были переоборудованы в минно-торпедном варианте.
       С 27 марта по 17 июля 1953 г. полк проходил переучивание на реактивные бомбардировщики-торпедоносцы Ил-28. Самолеты Ту-2 передали ВВС Китая.
       20.07.1953 г. полк был передислоцирован с аэр. Цзиньчжоу – Новый на аэр. Тученцзы.
       Весной 1955 г. 1534-й гв. МТАП подлежал передаче в состав 5-й МТАД ВВС СФ с передислокацией на аэр. Североморск-3. Авиационная техника и наземное оборудование 1534-го гв. МТАП передали представителям авиации ВМС КНР.
       С 29 марта по 24 апреля 1955 г. личный состав полка осуществлял перебазирование в Советский Союз.
       В начале июня 1955 г. 1534-й гв. МТАП был принят в состав 5-й МТАД ВВС СФ. Уже на Севере полк получил самолеты Ил-28 вместо оставленных в Китае.
       С 01.05.1955 г. 1534-й гв. МТАП был переименован в 924-й гвардейский минно-торпедный авиационный полк.
       В период с 5 по 15 ноября 1956 г. 924-й гв. МТАП был перебазирован с аэр. Североморск-3 на аэр. Североморск-1.
       02.01.1957 г. полк приступил к переучиванию на новую технику – реактивные бомбардировщики и торпедоносцы Ту-16.
       28.10.1957 г. полк получил в названии приставку «Дальнего Действия» и стал именоваться 924-м гв. МТАП ДД.
       К концу 1958 г. на вооружении полка стояли самолеты: 12 Ту-16т, 4 Ту-16з, 2 Ту-16п.
       В феврале 1959 г. была расформирована 2-я АЭ, а ее самолеты и личный состав распределены между 1-й и в 3-й эскадрильями.
       С ноября 1959 г. полк начал освоение новой ракетной системы К-10 (самолет Ту-16к-10 и АКР К-10)
       18.02.1960 г. освоение Ту-16к-10 экипажами полка было завершено.
       С 01.05.1961 г. в связи с преобразованием минно-торпедной авиации в морскую ракетоносную авиацию на основании приказа МО СССР №0028 от 20.03.1961 г. 924-й гв. МТАП ДД был переименован в 924-й гвардейский морской ракетоносный авиационный полк в составе 5-й МРАД ВВС СФ.
       С 10 по 14 сентября 1965 г. 924-й гв. МРАП был перебазирован с аэр. Североморск-1 на аэр. Оленья (п. Высокий, Мончегорского р-на Мурманской обл.), где и дислоцировался вплоть до своего расформирования в начале 2010 г.
       С 22 апреля по 5 мая 1970 г. полк принял участие в крупномасштабных учениях «Океан-70»
       В 1972 г. в полку приступили к освоению нового авиационного комплекса К-26, в состав которого кроме носителя Ту-16к-10-26 входили АКР К-10 и новая сверхзвуковая АКР КСР-5.
       29.05.1973 г. перевооружение 924-го гв. МРАП на авиационный ракетный комплекс К-26 было завершено.
       С 16 по 20 апреля 1975 г. полк принимал участие в учении «Океан-75» под руководством МО СССР и ГК ВМФ.
       В 1977 г. в боевом составе полка числилось 39 экипажей на Ту-16, 20 ракетоносцев Ту-16к-10-26 и Ту-16к-10, 6 Ту-16п, 2 Ту-16е, 3 Ту-16з. Кроме того, имелось 3 бомбардировщика Ту-16, которые использовались для буксировки конусов.
       С 01.01.1988 г. 924-й гв. МРАП перешел на новый штат (самолетов Ту-22м3) и до 28 ноября 25 экипажей 1-й и 2-й МРАЭ проходили переучивание в 33-м ЦБП и ПЛС в г. Николаев на этот самолет.
       10.01.1989 г. состоялась первая летная смена полка в Заполярье на Ту-22м3. На вооружении двух МРАЭ полка стояли самолеты Ту-22м3. Третья АЭ была вооружена самолетами Ту-16п.
       В середине 1993 г. в связи со снятием с вооружения самолетов Ту-16 3-я АЭ полка была расформирована, а сам полк переведен на двухэскадрильный штат.
       С 01.06.2002 г. в связи с расформированием 5-й МРАД полк был переименован в 924-й гвардейский отдельный морской ракетоносный авиационный Киевский Краснознаменный ордена Суворова полк.
       По состоянию на 01.10.2002 г. в боевом составе полка числилось 20 Ту-22м3.
       С конца 2009 г. 924-й гв. МРАП МА СФ подлежал передаче в Военно-воздушные силы РФ.
       18.03.2010 г. личный состав 924-го гв. ОМРАП простился со своим Боевым Знаменем. Личный состав и авиационную технику расформированного 924-го гв. ОМРАП, включили в состав 7051-й гвардейской авиационной ордена Ленина Краснознаменной базы (с передачей ей Боевого Знамени и исторического формуляра 924-го гв. ОМРАП). Данные мероприятия были выполнены к 19.03.2010 г.
       С 29.06.2011 г. морская ракетоносная эскадрилья 7051-й гв. АвБ на аэр. Оленья была передана в состав 6950-й АвБ Дальней Авиации России без смены места дислокации.
       С 01.01.2015 г. на базе ракетоносной эскадрильи в Оленьей 6950-й АвБ ВВС и ПВО был развернут 40-й смешанный авиационный полк ВКС РФ. На его формирование была обращена АЭ самолетов Ту-22м3 (10 ед.) в Оленьей и смешанная эскадрилья самолетов и вертолетов из Тикси. Новый полк не получил гвардейское звание, ордена и почетное наименование от 924-го гв. МРАП.

       Подчиненность и участие на фронтах

К 01.01.1942 - в составе 19 ад.
С 02.03.1942 полк находился в непосредственном подчинении командующего ВВС Юго-Западного фронта.
В период с 27.03.1942 по 08.06.1942 входил в состав МАГ Юго-Западного фронта
       В составе действующей армии:
22.06.1941-07.03.1942 (33 бап/сбап/ббап/нбап)
07.03.1942-12.05.1944 (10 гбап/гнбап) с 08.06.1942 - 271 нбад; с 04.09.1942 - 272 нбад; с 10.10.1943 - 270 бад -> 6 гбад
06.06.1944-11.04.1945 (10 гбап 6 гбад)
09.08.1945-03.09.1945 (10 гбап 179 бад) советско-японская война

       Типы самолетов, применявшихся в боевых действиях

       22.06.1941 на вооружении полк имел самолеты (исправных/неисправных): 9 Пе-2, 21/2 Ар-2, 23/2 СБ (из них 3 УСБ).
       На 12.05.1942 имел 26 исправных бомбардировщиков СБ, Ар-2 и один Пе-2.
       В конце марта 1945 г., в связи с перевооружением на Ту-2, передал самолеты А-20 «Бостон» (6 А-20В, 3 А-20G, 3 А-20К, 1 А-20С, 9 А-20А) в 1 гв. МТАП ВВС КБФ на аэр. Инстербург
       На вооружении полка в разное время стояли самолеты: СБ и Ар-2, Пе-2, ДБ-3ф, A-20 Boston, Ту-2 и УТБ-2, По-2, Ил-28т, УИл-28, Ту-16т, Ту-16к, Ту-16п, Ту-16е, Ту-22м3.

10 гбап (33 бап) ВВС КА
Пикирующий бомбардировщик Ар-2 № 3, Белая Церковь, 1941 г., предположительно - 33 бап.
Ar-2 white 4 probably of 33BAP, захвачен 1941
The Ar-2 divebomber at Belaya Tserkov, Gorodische, Kiev district, probably of 33 BAP 19 BAD VVS. Drawing by M. Tessitori.

10 гбап (33 бап) ВВС КА
Пикирующий бомбардировщик Ар-2 № 4, Белая Церковь, 1941 г., предположительно - 33 бап.
Ar-2 white 4 probably of 33BAP, захвачен 1941
The Ar-2 divebomber at Belaya Tserkov, Gorodische, Kiev district, probably of 33 BAP 19 BAD VVS. Drawing by M. Tessitori.

Стрелок-радист, ст. сержант 10 гвардейского авиаполка Капитонов проверяет пулемет перед боевым вылетом. 1941-42
Стрелок-радист старший сержант В.Е. Капитонов проверяет пулемет перед боевым вылетом, март 1942 г. Другое фото - по клику.


Штурман, ст. лейтенант Николаев перед вылетом в ночную бомбардировку на старте. 1941-42
Штурман, ст. лейтенант Николаев перед вылетом в ночную бомбардировку на старте в самолёте СБ.

АР2 действующая армия фото ВОВ СССР сталинские соколы
Комиссар эскадрильи старший политрук штурман Н.М. Николаев и командир эскадрильи пилот П.Д. Лазарев у своего самолета Ар-2 на аэродроме, 1942 г. Увеличение фото - по клику.
The crew aside the Ar-2 divebomber. Click to enlarge the picture.


боевой экипаж 10-го гвардейского бомбардировочного авиационного полка 270-й бомбардировочной авиационной дивизии 8-й воздушной армии на фоне самолёта. Изображены слева направо: командир экипажа, старший лейтенант Сидоркин Игорь Иосифович; штурман экипажа, младший лейтенант Зрячих Алексей Степанович; воздушный стрелок-радист, старшина Вишневский Иван Степанович. Боевой экипаж в сражениях за Сталинград произвели 102 боевых вылета. На оборотной стороне надпись: Экипаж гв. ст. Лейтенанта// Сидоркина// Слева направо:// гв. ст. л-нт Сидоркин И. И.// гв. мл. л-нт Зрячих А. С.// гв. старшина Вишневский И. С// Экипаж самолета действующего// под Сталинградом.// 8 ВА
Командир экипажа старший лейтенант Сидоркин Игорь Иосифович; штурман экипажа младший лейтенант Зрячих Алексей Степанович; воздушный стрелок-радист старшина Вишневский Иван Степанович; 1942-43 г.

       Командиры полка


       Полком командовали: Лежейко (май-октябрь 1938 г.), С.А.Дояр (октябрь 1938 г. – июль 1939 г.), В.А.Картаков (июль-сентябрь 1939 г.), полковник Федор Степанович Пушкарев (сентябрь 1939 г. - ноябрь 1941 г.), майор Константин Иванович Рассказов (декабрь 1941 г. - июль 1942 г.), майор Анатолий Константинович Головин (июль-ноябрь 1942 г., погиб), Зиновий Павлович Горшунов (декабрь 1942 г. - 1947 г.), С.А.Бурбело (июль-ноябрь1943 г., ВрИД), Иванов (по март 1949 г.), В.Я.Любарский (март 1949 г. – ноябрь 1950 г.), Н.Д.Саликов (март 1951 г. – декабрь 1952 г.), Е.Г.Беспалов (1953 г. – октябрь 1954 г.), ГСС А.В.Пресняков (октябрь 1954 г. – июнь 1955 г.), В.Н.Семенов (июнь 1955 г. – декабрь 1956 г.), Н.И.Сизов (декабрь 1956 г. – ноябрь 1958 г.), В.К.Недодаев (ноябрь 1958 г. – март 1960 г.), И.А.Степанов (март 1960 г. – июль 1961 г.), В.Ф.Курпяков (июль 1963 г. – декабрь 1964 г.), Н.П.Еникеев (декабрь 1964 г. – декабрь 1969 г.), А.Т.Сорокин (январь 1970 г. – май 1972 г.), Ю.С.Гудков (июнь 1972 г. – ноябрь 1976 г.), В.Д.Чередниченко (ноябрь 1976 г. – июнь 1984 г.), Д.С.Выдуйкин (июнь 1984 г. – октябрь 1987 г.), А.И.Хоменко (октябрь 1987 г. – июнь 1990 г.), В.Д.Евдокимов (июнь 1990 г. – апрель 2000 г.), Н.И.Князев (апрель 2000 г. – июль 2008 г.), Ю.С.Кузьмин (июль 2009 г. – июнь 2011 г.), О.Е.Тимошин (был в 2013 г., командир АЭ ДА), А.Щербинин (был в 2014 г.).




10 гвардейский Краснознаменный бомбардировочный авиационный Киевский ордена Суворова полк

(924-й гвардейский минно-торпедный авиационный Киевский Краснознаменный ордена Суворова полк ВВС СФ, 1534-й гвардейский минно-торпедный авиационный Киевский Краснознаменный ордена Суворова полк ВВС 5-го ВМФ/ВВС СФ, 33-й отдельный ночной бомбардировочный авиационный полк, 33-й скоростной бомбардировочный авиационный полк, 25-я, 26-я, 27-я СБАЭ ВВС КА)

Если у вас есть дополнительная информация, фотографии, документы, собственные рисунки - просьба сообщить или выслать материалы на адрес pg_monster@mail.ru


Полный список благодарностей находится на главной странице / Main page.


Ссылки / Links.

Благодарности - П. Левшов, В. Харин, А. Валяев-Зайцев.


История материальной части и тактических обозначений боевых самолетов ВВС КА (Военно-воздушных сил Красной армии), ДБА (дальнебомбардировочной авиации) и АДД (авиации дального действия).
Символы, камуфляжная окраска, эмблемы и опознавательные знаки бомбардировщиков СССР в Великой Отечественной войне.
Second world war: USSR airforces tactical signs, VVS warplanes' symbols, fast aerial recognition markings, camouflage and emblems of Soviet aviation units.