Главная стр / Main page     Бомберы - Bombers     Штурмовики - Attackers     Разведчики - Recons     Истребители - Fighters     Смешанные - Mixed    

63 Краснознаменный бомбардировочный Керченский авиационный полк ВВС КА


63 bomber air regiment

       Формирование, преобразования, почетные наименования и награждение

       Сформирован на базе части эскадрилий 3 лбап к началу марта 1940 г. Принимал участие в советско-финляндской войне.
       Перед началом Великой Отечественной войны входил в состав 4 сад. На вооружении имел самолеты СБ.
       На 22.06.1941 базировался на аэродроме в Куусику, имея в наличии 63 СБ. 22.06.1941 перелетел на аэродром Платоне под Митавой. С первого дня войны осуществлял боевые вылеты, производя бомбардировку немецких войск в Прибалтике, в конце июня 1941 г. получил материальную часть от 50 сбап.
       В июле-сентябре 1941 г. воевал на Северо-Западном фронте.
       24.09.1941 выведен на переформирование.
       В 1941 году упоминается в документах как 63 сбп, 63 сбап. Позднее, после награждения орденом Красного Знамени и присвоения почетного наименования «Керченский», встречается сокращение 63 кбап.        С 23.10.1942 воевал в составе 132 бад. На вооружении имел 20 самолетов "Бостон" Б-3. В документах встречается сокращение 63 нбап (ночной бомбардировочный авиаполк) 132 авд / 5 бак.
       Осенью и зимой 1942 г. действовал в районе Туапсе.
       Весной 1943 г. базировался на аэродроме в Адлере. Наносил удары по кораблям, самолетам и переправам в Керченском проливе, производил бомбардировку аэродрома Владиславовка.
       Осенью 1943 г. в ходе Новороссийско-Таманской операции бомбил укрепления «Голубой линии», затем отступающие по Таманскому полуострову немецкие войска.
       С 10.04.1944 участвовал в штурме Керчи, подавлял вражескую артиллерию в Булганаке, Грязевой Пучине, Горе Куликовой, Катерлезе, затем наносил удары по эшелонам на станции Багерово и на перегоне Багерово - Тышляр. До 14.04.1944 базировался на аэродроме Крымская, а 14.04.1944 в составе 16 экипажей перебазировался на аэродром Фонталовская.        20.04.1944 оперативная группа в количестве 16 экипажей перебазировалась на аэродром Михайловка (рядом с Джанкоем) и вошла в оперативное подчинение 6 гбад. 26.04.1944 в Михайловку перелетели еще 3 самолета Б-3 (один из них в варианте "УБ"). 29.04.1944 прибыли еще 5 самолетов. Всего на 30.04.1944 на аэродроме Михайловка сосредоточено 23 самолета Бостон, Фонталовская - 6 самолетов Бостон, в Краснодаре - 3 ДБ-3.
       После освобождения Севастополя полк переброшен в Белоруссию, где действовал в интересах 2-го Белорусского фронта, начиная с Бобруйской операции.
       04.09.1944 выведен на переформирование и доукомплектование, базировался на аэродроме Шаталово Смоленской области, рядом с г. Починок.
       06.12.1944 перелетел на аэродром Мачулище близ Минска, в 1945 году базировался на аэродроме близ Модлина, затем близ Плоцка, а позже на западном берегу Одера.
       Последние вылеты в ходе войны совершил на морскую базу Свинемюнде.

       Подчиненность и участие на фронтах


В действующей армии:
в советско-финляндской войне;
в Великой Отечественной войне:
       22.06.1941 - 24.09.1941
       23.10.1942 - 04.09.1944
       06.12.1944 - 09.05.1945

       Типы самолетов, применявшихся в боевых действиях

       В 1941 г. на вооружении имел бомбардировщики СБ.
       Затем материальную часть составляли поставляемые из США по ленд-лизу бомбардировщики А-20 "Бостон".

WW2 foto Havoc
The crew aside the A-20 Boston.

В кабине самолета Бостон перед боевым вылетом Косенко В.М.
Самолёты А20 на аэродроме.

63 Краснознаменный бомбардировочный Керченский авиационный полк ВВС КА
Летчик Косенко, штурман Щадько у Бостона.

командный состав 132-й бомбардировочной авиационной дивизии
Командный состав 132 бомбардировочной авиационной дивизии у Бостона 63 бап, октябрь 1943 г. На вертикальном оперении изображён лев, атакующий Геббельса.

63 бап ВВС КА в ВОВ - самолеты и эмблемы фото ВОВ
Экипаж С.П. Дейнеко у бомбардировщика А-20Б, декабрь 1943 г.
GPW ww2 foto bmr
С.П. Дейнеко и Н.Л. Арсентьев у бомбардировщика А-20Б, декабрь 1943 г. Другое фото экипажа у этого бомбардировщика - по клику.
The A-20B plane of 63 BAP 132 BAD Red army airforce, the pilot - S.P. Deyneko. Click to view other picture.

боковик цвет СССР
Бомбардировщик А-20Б (бортовой № 12, хвостовой № 8).
The A-20B-DL s/n 41-2682, drawing by T. Tuomanen.



Экипаж у самолёта A-20G-1. В середине - командир экипажа лейтенант Мекеров Николай Павлович, справа от него - стрелок-радист Вахитов Фаш Фатыхович, слева от него - штурман Малякин Валентин Васильевич. Начало 1944 г.

техники 63-го ночных бомбардировщиков авиаполка 132-ой Севастопольской авиадивизии на аэродроме у самолёта
Техники 63 бап 132 бад на аэродроме у самолёта Бостон (тактический номер 4, серийный номер 13300) с эмблемой птицы и ЭБО 277 бап, 1945 г.

       Командиры полка
      
майор Иван Павлович Власов 06.1941 - 07.1941
полковник Иван Логинович Федоров
майор, подполковник Тоцкий Василий Варфоломеевич 10.1942 - ?





63 Краснознаменный бомбардировочный Керченский авиационный полк ВВС КА

Благодарности - C. Geust, Г. Петров, В.Харин, А.Ручковский, Д.Киенко.
Если у вас есть дополнительная информация, фотографии, документы, собственные рисунки - просьба сообщить или выслать материалы на адрес pg_monster@mail.ru


Полный список благодарностей находится на главной странице / Main page.


Ссылки / Links.

История материальной части и тактических обозначений боевых самолетов ВВС КА (Военно-воздушных сил Красной армии), ДБА (дальнебомбардировочной авиации) и АДД (авиации дального действия).
Символы, камуфляжная окраска, эмблемы и опознавательные знаки бомбардировщиков СССР в Великой Отечественной войне.
Second world war: USSR airforces tactical signs, VVS warplanes' symbols, fast aerial recognition markings, camouflage and emblems of Soviet aviation units.