Главная стр / Main page     Истребители - Fighters     Разведчики - Recons     Штурмовики - Attackers     Бомберы - Bombers     Смешанные - Mixed    

6 гвардейский истребительный авиационный Севастопольский дважды Краснознаменный полк ВВС ВМФ

[8 истребительный авиационный полк ВВС ВМФ]



боевое Знамя красное Гвардейское 6 Гв. истребительного авиационного полка ВВС ВМФ

6th guards navy fighter «Sevastopol» regiment (8th navy fighter aviation regiment)

       Формирование, преобразования, почетные наименования и награждение

       8 истребительный авиаполк сформирован в ВВС Черноморского флота в ноябре-декабре 1939 года.
       В конце ноября 1941 г. в состав полка вошла 5 эскадрилья 32 иап ВВС ВМФ, ставшая в 8 иап 1 эскадрильей. Также в полк влились 96 оиаэ и 101 оиаэ ВВС ЧФ.
       В январе 1942 г. Принята в состав эскадрилья из 7 иап ВВС ЧФ.
       03.04.1942 За проявленную отвагу, за стойкость, мужество, дисциплину и организованность, за героизм личного состава приказом НК ВМФ СССР № 73 8 иап ВВС ВМФ преобразован в 6 гвардейский истребительный авиационный полк ВВС ВМФ.
       30.05.1942 Принята в состав эскадрилья из 62 иап ВВС ЧФ.
       22.01.1944 За образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом доблесть и мужество Указом Президиума ВС СССР 6 гиап ВВС ВМФ награжден орденом Красного Знамени.
       22.07.1944 За отличие в боях с немецкими захватчиками за освобождение крепости и важнейшей военно-морской базы на Черном море города Севастополь приказом ВГК № 0600 (для частей и соединений ВМФ) 6 гиап ВВС ВМФ присвоено почетное наименование «Севастопольский».
       В документах встречается сокращение 6 КГИСАП.
       25.09.1944 За успешное выполнение заданий командования в боях с немецкими захватчиками за города Тульчин и Сулина и проявленные доблесть и мужество Указом Президиума ВС СССР 6 гиап ВВС ВМФ награжден вторым орденом Красного Знамени.
       27.03.1960 6 гиап расформирован в 4 иад ВВС ЧФ (аэр. Кача).

       История полка

       В ноябре-декабре 1939 г. в составе 62-й ИАБ ВВС ЧФ на аэр. Евпатория был сформирован 8-й истребительный авиационный полк пятиэскадрильного состава. На вооружение полк получил: 1-я АЭ – новые истребители И-16 с завода, а 2-я, 3-я, 4-я и 5-я АЭ – уже видавшие виды И-15бис, И-153 и И-16 ранних модификаций из других частей ВВС ЧФ.
       В мае 1940 г. 5-я эскадрилья полка была выделена из его состава. Она стала отдельной частью и именовалась теперь 93-й отдельной истребительной авиационной эскадрильей, подчиненной командиру Керченской ВМБ. Вместо нее в полку в феврале 1941 г. была сформирована новая 5-я АЭ, получившая на вооружение И-15бис. Эта эскадрилья, состоящая из молодых летчиков и старой техники, получила статус учебной.
       После присоединения Бессарабии к СССР в августе 1940 г. из состава 8-го ИАП ВВС ЧФ была выделена еще одна истребительная эскадрилья и перебазирована из Крыма на аэр. Измаил. На новом месте эскадрилья была включена в состав вновь формируемой Дунайской военной флотилии и получила собственный номер – 96-я отдельная истребительная авиационная эскадрилья.
       В мае 1941 г. полк перебазировался на оперативный аэродром Кача-3. В нем насчитывалось в это время 37 И-16, 9 И-15бис, 16 И-153. Две эскадрильи полка к началу войны находились в стадии формирования (на замену убывшим АЭ).
       01.06.1941 г. 3-я АЭ была обращена на формирование 3-го УРАП ВВС ЧФ.
       По состоянию на июнь 1941 г. в составе полка, дислоцирующегося на Качинский аэроузел имелось 9 И-15бис, 16 И-153, 37 И-16.
       На 22.06.1941 г. полк базировался на аэродромах рассредоточения: Фрайдорф – одна АЭ, Евпатория – три АЭ.
       Свои первые боевые вылеты в начинавшейся войне выполнили ночью 22 июня с аэр. Кача истребители И-16 1-й АЭ. До середины сентября 1941 г. полк осуществлял воздушное прикрытие Главной базы флота - Севастополя с этого аэродрома.
       К концу июля 1941 г. в полку была сформирована новая 3-я эскадрилья.
       До конца июля в полк поступило некоторое 11 Як-1 (в 5-ю АЭ) и 11 ЛаГГ-3 (во 2-ю АЭ).
       По состоянию на 01.08.1941 г. 8-й ИАП составом 11/8 ЛаГГ-3, 26/22 И-16, 12/8 И-153, 8/8 И-15 и 11/10 Як-1 базировался на аэр. Кача, Сая и Карагоз.
       В начале сентября 1941 г. в составе полка на аэр. Кача имелось 18/8 ЛаГГ-3, 27/20 И-16, 12/11 И-153, 11/9 И-15 и 10/8 Як-1.
       В сентябре 1941 г. для прикрытия Одессы с воздуха были направлены в распоряжения командования Одесского оборонительного района 1-я АЭ и часть 5-й АЭ - 2/2 Як-1. Эти силы перешли в оперативное подчинение командиру 69-го ИАП ВВС КА.
       08.09.1941 г. 5-я АЭ полка перебазировалась на аэр. Кача.
       С 13 сентября по 17 октября 1941 г. 3-я АЭ полка с аэр. Кача входила в состав Фрайдорфской авиагруппы и базировалась на аэр. Фрайдорф, Смидовичи и Тереклы-Конрад.
       25.09.1941 г. основная часть 2-й АЭ 8-го ИАП была переброшена на аэр. Сарабуз. В это же время во Фрайдоровскую авиагруппу были включены 4-я АЭ, и оставшаяся часть 2-й эскадрильи (9 И-153, 3 И-16, 13 ЛаГГ-3).
       С 27.09.1941 г. на Тендровской Косе был сооружен импровизированный аэродром, на который перебазировали 6 самолетов полка. Истребители вылетали на перехват немецких бомбардировщиков, пытавшихся бомбить наши позиции в северной части Крымского полуострова.
       По состоянию на 01.10.1941 г. в боевом составе 8-го ИАП на аэр. Фрайдорф, Кача и Сарабуз имелось 4/2 Як-1, 14/8 ЛаГГ-3, 25/23 И-16, 14/13 И-153, 4/4 И-15, 3/2 КОР-1 и 84 летчика.
       02.10.1941 г. командир Тендровского боевого участка докладывал ВС флота, что из 4 истребителей, базирующихся на косе, в летном состоянии находится только один. Он просил увеличить количество самолетов до 6 машин. Решением командования флота на Тендру было выслано 9 истребителей.
       13.10.1941 г. при эвакуации из Одессы 1-я АЭ 8-го ИАП под командованием капитана Ф.И.Демченко вылетела в Крым. При перелете в СМУ и наступающих сумерках только три самолета (2 Як-1 и 1 И-16) смогли благополучно достичь полевого аэродрома Конрад в Крыму. Остальные самолеты либо разбились при посадке, либо пропали без вести (в том числе и самолет командира эскадрильи).
       В сентябре-октябре 1941 г. 3-я АЭ 8-го ИАП действовала в составе Фрайдоровской авиагруппы. На ее вооружении первоначально было 4 И-16 и 12 И-15бис. Кроме того, в эскадрилье имелось три корабельных самолета-разведчика КОР-1 поставленные на колесное шасси. Один из них вскоре сбили истребители противника, а два уцелевших самолета передали в 11-й ШАП ВВС ЧФ.
       До 27.10.1941 г. 3-я АЭ вновь размещалась на аэр. Смидовичи, откуда 28 октября перелетела на аэр. Старые Лезы. Следующим аэродромом эскадрильи до 8 ноября стал Нижний Чоргунь.
       С 01.11.1941 г. все наличные силы 8-го ИАП собрались на аэр. Нижний Чоргунь в 20 км от Севастополя. Остатки полка свели в две эскадрильи (2-я АЭ на И-153 и И-15бис, и 3-я АЭ на И-16) и с 7 ноября их включили в состав авиагруппы Севастопольского оборонительного района. При этом 2-я АЭ перебазировалась на аэр. Куликово Поле. Всего в это время в полку оставалось 17 самолетов, которые использовались в основном в качестве штурмовиков.
       С 02.11.1941 г. самолеты полка начали дежурить ночью на вновь построенном аэродроме Херсонес.
       К 06.11.1941 г. уцелевшие И-153 с Тендровской Косы также были перебазированы в Севастополь на аэр. Куликово Поле.
       08.11.1941 г. оставшиеся на аэр. Нижний Чоргунь самолеты 8-го ИАП перебазировались на аэр. Херсонес. Для восполнения потерь в полк передали самолеты И-16 из расформированных 96-й и 101-й ОИАЭ ВВС ЧФ.
       В первой декаде ноября 2-я АЭ (бывш. 4-я АЭ) самолетов И-153 перелетела с аэр. Куликово Поле на Херсонес.
       В конце ноября 1941 г. в состав полка вошла 5-я АЭ 32-го ИАП ВВС ЧФ на самолетах Як-1 (стала 1-й АЭ полка) базирующаяся на аэр. Херсонес. В декабре в нее передали остатки самолетов из 9-го, 32-го и 62-го ИАП и к середине месяца в эскадрилье собралось 22 Як-1, ЛаГГ-3 и МиГ-3.
       В декабре 1941 г. в состав 8-го ИАП включили 2-ю АЭ 7-го ИАП и 87-ю ОИАЭ ВВС ЧФ.
       На основании приказа НК ВМФ СССР №73 от 03.04.1942 г. «за проявленную отвагу… за стойкость, мужество, дисциплину и организованность, за героизм личного состава» проявленные при обороне Севастополя 8-й ИАП был преобразован в 6-й гвардейский истребительный авиационный полк.
       30.05.1942 г. в состав 6-го гв. ИАП для усиления обороны г. Севастополя была включена АЭ из 62-го ИАП ВВС ЧФ, которая перелетела на аэродром Херсонес.
       Всего за год боевой работы с 22.06.1941 г. по 22.06.1942 г. летчиками полка было выполнено 15100 боевых вылетов с налетом 1445 часов, в т. ч.: на штурмовку войск противника – 2288; на сопровождение бомбардировщиков и штурмовиков – 1336; на воздушную разведку – 1390; на отражение налетов противника на ГБ и аэродромы – 9329; В воздушных боях сбито 131 самолет противника и еще 53 уничтожено на земле. Штурмовыми действиями уничтожено 19 танков,17 бронемашин, 7 танкеток, 626 автомашин, 82 цистерны, 114 орудий ЗА, 35 орудий ПА, свыше 3000 солдат и офицеров, 467 повозок, 264 миномета, 46 складов.
       30 июня и 1 июля 1942 г. при эвакуации из Севастополя остатки полка вместе с уцелевшими самолетами других частей Севастопольской авиагруппы перелетели на аэр. Анапа. (Всего туда перелетело 9 Як-1, 7 Ил-2, 4 И-16, 3 И-153, 1 ЛаГГ-3, 1 У-2).
       По мере отступления советских войск к предгорьям Кавказа полк передислоцировался на аэр. Геленджик.
       12.10.1942 г. личный состав полка убыл с аэр. Геленджик в тыл на аэр. Абаша для переформирования и перевооружения на самолеты Як-1.
       К началу марта 1943 г. 6-й гв. ИАП вернулся с аэр. Абаша на аэр. Геленджик. Он вошел в состав Морской авиационной группы Новороссийского оборонительного района (МАГ НОР).
       По состоянию на 25.03.1943 г. в составе 6-го гв. ИАП имелось 24/15 Як-1, 1/1 УТ-1, 1/1 У-2 и 27 летчиков.
       С 25.04.1943 г. полк стал числиться в составе 11-й штурмовой авиабригады ВВС ЧФ (бывш. МАГ НОР, с 09.07.1943 г. 11-я ШАД).
       С марта по июнь 1943 г. 6-й гв. ИАП выполнял задачи по прикрытию ВМБ Геленджик, кораблей и войск в районе Мысхако, а также сопровождению вылетов штурмовой авиации флота. В это же время одна эскадрилья полка дежурила на аэр. Мысхако. В Битве за Кавказ за это время летчики 6-го гв. ИАП провели 220 воздушных боев, сбили 86 самолетов, в том числе 41 бомбардировщик и разведчик, 45 истребителей. При этом полк потерял 23 летчика и 33 самолета.
       В июле 1943 г. 6-й гв. ИАП, весьма потрепанный в тяжелейших боях, был заменен в Геленджике 9-м ИАП, и снова выведен для перевооружения и переформирования в тыл на аэр. Гудаута.
       В начале октября 1943 г. личный состав полка прибыл в Адлер, куда по железной дороге доставили 36 новых самолетов Як-9д с авиазавода.
       07.12.1943 г. 6-й гв. ИАП составом трех эскадрилий на самолетах Як-9 перебазировался на аэр. Анапа, сменив там 9-й ИАП.
       22.01.1944 г. Указом ПВС СССР «за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом доблесть и мужество» 6-й гв. ИАП наградили орденом Красного Знамени. К тому времени на его боевом счету было более 200 уничтоженных на земле и в воздухе самолетов противника, 32 000 солдат и офицеров, большое количество боевой техники.
       В начале 1944 г. в составе полка появилась именная эскадрилья «Адлерский патриот», самолеты для которой были приобретены на собранные по инициативе чаеводов колхоза имени В.И.Ленина Адлерского района деньги.
       В феврале 1944 г. истребители полка участвовали в боях по освобождению Керченского полуострова, выполняя прикрытие штурмовиков Ил-2 11-й ШАД, наносящих удары по портам Феодосия и Керчь.
       В марте 1944 г. 6-й гв. ИАП в основном выполнял боевую задачу по прикрытию штурмовиков 8-го гв. ШАП и 47-го ШАП 11-й ШАД ВВС ЧФ, которые уничтожали плавсредства противника в портах Феодосия и Киик-Атлама.
       По состоянию на 01.04.1944 г. в составе 6-го гв. ИАП 11-й ШАД, базирующегося на аэр. Анапа, имелось 25/23 Як-9 и 3/3 Як-1, 1/0 УТИ-4, 1/0 Як-7в, 1/1 УТ-1, 1/1 У-2 и 25 летчиков.
       С началом наступательной операции советских войск на Керченском полуострове 11 апреля 1944 г. самолеты полка выполняли прикрытие штурмовиков дивизии, которые наносили удары по объектам противника в Феодосии и Судаке. Кроме того, на них также была возложена воздушная разведка в районе Ялты.
       16.04.1944 г. были выполнены последние боевые вылеты с аэр. Анапа, так как линия фронта в Крыму находилась уже за пределами радиуса штурмовиков 11-й ШАД. В это время в полк поступили новые самолеты Як-9, которыми восполнили потери прошедших месяцев.
       18.04.1944 г. 6-й гв. ИАП вместе с 47-м ШАП был перебазирован на недавно освобожденный крымский аэродром Саки. По прибытию на новое место полк сразу же включился в боевую работу по прикрытию штурмовиков, наносящих удары по немецким позициям под Севастополем.
       С 18.05.1944 г. на основании приказа НК ВМФ № 03391 от 13.05.1944 г. в связи с убытием 11-й ШАД на Балтику 6-й гв. ИАП стал отдельным полком и перешел в непосредственное подчинение командующему ВВС ЧФ.
       В конце июня 1944 г. 6-й гв. ИАП перебазировался на аэр. Медново (с. Гросс-Либенталь) в 17 км от Одессы. На вооружении полка находилось 41 самолет Як-9д и Як-9у. В его задачу входило оказание содействия войскам 2-го и 3-го Украинских фронтов при форсировании Днестровского лимана и реки Дунай, нанесение массированных ударов по военно-морским базам Констанца и Сулина.
       Приказом ВГК №0600 от 22.07.1944 г. (объявлен приказом НК ВМФ №0623 от 31.07.1944 г.) за образцовое выполнение заданий командования, за мужество и героизм, проявленный при освобождении Севастополя 6-му гв. ИАП вместе с другими частями ВВС ЧФ было присвоено почетное наименование «Севастопольский».
       На период Ясско-Кишиневской наступательной операции советских войск во второй половине августа 1944г. 6-й гв. ИАП был передан в оперативное подчинение командиру 13-й ПАД ВВС ЧФ. Его задачей было прикрытие самолетов Пе-2 29-го ПАП.
       В августе 1944 г. в полк прибыло два новых истребителя Як-3, и летный состав приступил к их изучению.
       29.08.1944 г. 3-я АЭ 6-го гв. ОИАП совершила вылет на захват румынского аэр. Мамайя возле Констанцы.
       К 01.09.1944 г. весь полк перелетел с аэр. Медново на аэр. Мамайя.
       В первых числах сентября группа летчиков полка изучивших Як-3 была направлена в Тбилиси для получения новых самолетов. В кратчайший срок в Мамайю было перегнано 40 истребителей с пятью промежуточными посадками.
       8 и 9 сентября 1944 г. самолеты Як-9 полка осуществляли прикрытие десанта, высаженного посадочным способом с самолетов ГСТ и «Каталина» ВВС ЧФ в болгарских портах Варна и Бургас.
       После 09.09.1944 г. боевые действия на Черном море прекратились, и полк приступил к плановой боевой подготовке.
       Всего за годы войны летчиками полка было выполнено 21560 боевых вылетов в которых было уничтожено 300 самолетов противника.
       25.09.1944 г. Указом ПВС СССР за успешное выполнение заданий командования в боях с немецкими захватчиками за города Тульча и Сулина и проявленные при этом доблесть и мужество 6-й гв. ОИАП был награжден вторым орденом Красного Знамени.
       На аэродроме Мамайя летчики полка постоянно несли боевое дежурство. Одновременно активно велась боевая подготовка, и ввод в строй молодого пополнения из училищ.
       По состоянию на 01.10.1944 г. в боевом составе 6-го гв. ОИАП, базирующегося на аэр. Мамая, числилось 36/36 Як-3, 5/4 Як-9, 2/1 Як-9у,1/1 Як-1, 1/1 УТИ-4, 1/1 По-2 и 40 летчиков.
       В феврале 1945 г. 6-й гв. ОИАП перебазировался в Крым на аэр. Херсонес, и с 4 по 11 февраля принимал участие в обеспечении Ялтинской встречи глав государств антигитлеровской коалиции. После окончания встречи полк вернулся на аэр. Мамайя в Румынию. Там он базировался вплоть до весны 1946 г.
       С апреля 1946 г. полк стал базироваться на аэр. Медново (Гросс-Либенталь) под Одессой. Там он получил на вооружение истребители Р-39 «Аэрокобра».
       В середине 1947 г. 6-й гв. ОИАП в очередной раз перевооружается на самолеты Р-63 «Кингкобра» (при этом «Аэрокобры» также оставались на вооружении одной эскадрильи полка), и несколько позже - на отечественные Ла-11.
       В октябре 1947 г. полк из-под Одессы перебазировался в Крым на аэр. Кача, войдя в состав 4-й ИАД ВВС ЧФ.
       В 1950 г. на вооружении полка стояли: Ла-11, Р-63, УТ-2, Як-12, Як-11, Р-39у. В конце того же года в полк начали поступать новые реактивные самолеты УТИ Як-17 и МиГ-15.
       19.01.1951 г. были собраны и облетаны первые самолеты МиГ-15, после чего началось переучивание на них личного состава полка. Переучивание было закончено в апреле 1951 г.
       В сентябре 1952 г. 6-й гв. ИАП вместе с дивизией был передан в состав 52-го ИАК ВВС Таврического военного округа, но уже в июле 1953 г. их вернули в подчинение командованию флота.
       По состоянию на 01.01.1954 г. 6-й гв. ИАП базировался на аэр. Кача. К этому времени он перевооружился на истребители МиГ-17.
       В феврале 1957 г. 9 самолетов МиГ-17 и 11 летчиков из 53-го ИАП 181-й ИАД ВВС ЧФ были перебазированы на аэр. Кача, где вошли в состав 6-го гв. ИАП 4-й ИАД ВВС ЧФ. Вместо них 11 февраля 10 самолетов МиГ-17п и 12 летчиков полка, были переданы в 53-й ИАП, который уходил в ПВО страны.
       27.03.1960 г. в рамках «дальнейшего значительного сокращения ВС СССР» 6-й гв. ИАП на аэр. Кача был расформирован.

       Подчиненность и участие на фронтах

ДатыПодчиненностьПримечания
22.06.194111.194162 иабрВВС Черноморского флота     08.1941–09.1941 1 эскадрилья на самолетах И-16 вела боевые действия в оперативном подчинении командира 69 иап Одесского оборонительного района.
    09.1941–10.1941 3 эскадрилья (4 И-16 и 12 И-15бис) действовала в составе Фрайдорфской авиагруппы ВВС ЧФ в Крыму.
    В конце ноября 1941 года в состав полка вошла 5 эскадрилья 32 иап с самолетами Як-1, ставшая в 8 иап 1 эскадрильей.
Также в полк переданы самолеты И-16 с летчиками из расформированных 96 и 101 оиаэ ВВС ЧФ.
    В декабре 1941 года приняты остатки эскадрилий из 9, 32 и 62 иап (Як-1, ЛаГГ-3 и МиГ-3, всего 22 машины)
Также в полк включены пилоты расформированной 87 оиаэ ВВС ЧФ с оставшимися самолетами.
    В январе 1942 года принята эскадрилья МиГ-3 из 7 иап ВВС ЧФ.
    30.05.1942 принята в состав эскадрилья из 62 иап ВВС ЧФ.
11.194106.1942Авиагруппа Севастопольского Оборонительного р-на
03.194325.04.194362 иабр
25.04.194318.05.1944Морская авиагруппа Новороссийского оборонительного р-на / 11 шабр / 11 шад
18.05.194419.08.1944
19.08.194409.05.194513 пбад

       Итоги боевой работы авиачасти

       Всего за время участия в Великой Отечественной войне летным составом полка выполнено 21 560 боевых вылетов. В воздушных боях уничтожено 300 самолетов противника. Также, нанесен значительный ущерб наземным войскам и ВМС противника. Свои потери составили 64 летчика.

       Типы самолетов, применявшихся в боевых действиях

       На вооружении полка в разное стояли: И-15бис, И-153, И-16, МиГ-3, ЛаГГ-3, Як-1, Як-3, Як-9, Р-39 «Аэрокобра», Р-63 «Кингкобра», Ла-11, МиГ-15, МиГ-17, У-2, УТ-2, Як-7у, Як-11, Як-12, УТИ Як-17.

ДатаИзвестный боевой состав Авиавооружение
22.06.1941И-16, И-153, И-15бис
сентябрь 194110 И-153, 3 И-16, 13 ЛаГГ-3
ноябрь 1941 И-153, И-16, И-15бис, Як-1
январь-февраль 1942штаб и семь АЭ: 4 МиГ-3, 14 Як-1, 8 И-16, 13 И-153, 9 И-15, 2 У-2, 2 УТ-2 5 ФАБ-500, 8 ФАБ-250, 1200 ФАБ-100, 1314 ФАБ-50, 404 ПЛАБ-100, 405 ФАБ-32, 110 АО-25, 3950 АО-8, 2360 АО-2,5, 3281 ШКАС, 27 тыс. ШВАК, 328 тыс. БС
25.03.194324 Як-1
01.04.194425 Як-9 и 3 Як-1б
19.08.194441 Як-9
30.09.194436 Як-3 и 5 Як-9



И-15бис (июнь 1941 г. — июль 1942 г.)
Конец июня / начало июля 1942: переданы в другие части ВВС ЧФ и ремонтные органы.


И-153 (июнь 1941 г. — июль 1942 г.)

8 авп ВОВ
Летчик Стефан Войтенко в кабине И-153, сентябрь 1941 года.
8 авп в бою фото
Пастух Владимир Яковлевич (слева) у И-153 с надписью «Смерть фашизму!» на борту.
The I-16 fighter of 8 iap Red navy airforces.


6 гв. ап ЧФ ВОВ автостартёр и153.
Автостартер у истребителя И-153 "Чайка" с тактическим номером 5.


КОР-1 (сентябрь 1941 г.) Первоначально гидросамолёты входили в отряд корабельной авиации ЧФ, откуда в сентябре 1941 г. переданы в 3 ИАЭ 8 ИАП, затем вошли в состав 11 ШАП. В ноябре 1941 г. два КОР-1 вернулись в ОКА.


И-16 (июнь 1941 г. — июль 1942 г.)
В конце ноября 1941 г. в полк переданы самолеты И-16 с летчиками из расформированных 96 оиаэ и 101 оиаэ ВВС ВМФ.
Конец июня / начало июля 1942 года: И-16 переданы в другие части ВВС ЧФ и ремонтные органы.

элементы быстрого опознавания в воздухе 6 гиап (8 иап) ВВС ЧФ - самолеты и эмблемы
Командир звена лейтенант Дмитрусенко М.А. рядом с пушечным истребителем И-16, фото 1941 года. Увеличение фотографии - по клику.
The I-16 warplane. Click to enlarge the picture.

Капитан Вальцефер В., летчик-истребитель 6-го гвардейского ИАП. Вальцефер рассказывает о своем полете командиру эскадрильи капитану Демченко и лейтенанту Дмитрусенко
Капитан Вальцефер В. рассказывает о своем полете командиру эскадрильи капитану Демченко и лейтенанту Дмитрусенко на фоне этого жэ И-16, 1941 г.

wartime picture newspaper Russian ftr i16 in action
Пилоты на аэродроме у истребителя И-16 № 4 (звезда с нестандартной белой окантовкой, сзади кабины - кронштейн для ФКП, кок винта отсутствует), 1942 г.
The I-16 aircraft of 6 giap Red navy airforces.


ишак и16 6 гиап (8 иап) ВВС ЧФ - самолеты и эмблемы
Лётчик Герасимов Филипп Филиппович, 6-го гвардейского авиаполка ВВС ЧФ докладывает старшему лейтенанту Сапрыкину И.И. о выполнении задания
Лётчик Герасимов Филипп Филиппович докладывает о выполнении задания старшему лейтенанту Сапрыкину И.И. у самолёта И-16 со звездой на коке воздушного винта. Севастополь, 7 апреля 1942 г.
Pilot Gerasimov near the I-16 fighter.



Летчик лейтенант Сиков с сослуживцами.
Pilot Sikov near the I-16 fighter.


6th guards navy fighter «Sevastopol» regiment (8th navy aviation unit)
Бородин В.М. в кабине И-16 тип 24, 1942 г. Другая фотография этого самолёта - по клику. Опознавательные знаки раннего образца с черной обводкой.
Pilot Borodin in the I-16 type 24 plane. Click to view other photo.


Лейтенант Урядников Михаил Николаевич (Никитович), лётчик-истребитель 8-го истребительного авиаполка ВВС ЧФ
Лейтенант Михаил Урядников, Севастополь, 7 апреля 1942 г. Другая фотография - по клику.
Pilot Uryadnikov in the I-16 fighter. Click to view other photo.



Летчик Клоков В.М., фотография 1942 г.


ЛаГГ-3 (июль 1941 г. — начало 1943 г.)
Конец июля 1941 г.: получено нескольких экземпляров во 2-ю эскадрилью.
Декабрь 1941 г.: получено нескольких ЛаГГ-3 (принятие остатков эскадрилий из 9-го, 32-го и 62-го ИАП ВВС ЧФ).

Ст. лейтенант Богданов В. командир звена 1-й эскадрильи 6-го гвардейского истребительного авиаполка. Сбил 2 самолета
Командир звена 1 эскадрильи ст. лейтенант Богданов В. Другая фотография - по клику.
Pilot Bogdanov near the LaGG-3 plane. Click to view other photo.


Сиков.Н.Н. перед вылетом в день гибели на аэродроме Гудауты действующая армия СССР фото ВОВ
Летчик Сиков Николай Николаевич на аэродроме Гудауты, фотография 1943 г.


МиГ-3 (декабрь 1941 г. — октябрь 1942 г.)
Декабрь 1941 г.: небольшое количество "МиГов" принято в боевой состав из 9, 32 и 62 черноморских полков.
Январь 1942 г.: принята эскадрилья МиГ-3 из 7 иап ВВС ЧФ.

Советские морские офицеры - GPW image plane mig3
Офицеры полка на аэродроме у истребителей МиГ-3, фото 1942 года. Предположительно, эти самолеты были переданы из 7-го черноморского авп в 8-й.
Soviet navy MiG-3 fighters.

История материальной части и тактических обозначений самолетов Военно-воздушных сил СССР в период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.
Истребитель МиГ-3 б/н 5. Реконструция внешнего вида выполнена М.Быковым.


Летчик мл. лейтенант Лукин В.А., фото 1942 г.
Pilot Lukin near the MiG-3 fighter.



Як-1 (конец июля 1941 г. — середина 1944 г.)
Декабрь 1941 г. - приняты остатки эскадрилий из 9 иап, 32 иап, 62 иап ВВС ЧФ, где в числе прочих типов было несколько Як-1.
Март 1943 г. - полк полностью укомплектован самолетами Як-1 (три эскадрильи). 15 мая 1943 г. имелось 29 Як-1, в т.ч. 15 исправных.
8 июня 1943 г. матчать передана в 9 иап ВВС ЧФ.

Наши ястребки - Сталинские соколы. Фото ВОВ.
Як-1 на аэродроме Херсонес, весна 1942 года (кадр кинохроники).
Soviet Yak-1 fighter of 8 iap Black sea fleet.

WWII photograhy 6th guards navy fighter «Sevastopol» regiment (8th navy fighter aviation regiment)
Герой Советского Союза капитан Авдеев Михаил Васильевич в кабине Як-1 выруливает на старт Херсонесского аэродрома.
журнал боевых действий 8 ап. история и боевой путь части.
Истребитель Як-1 белый тактический номер 8. Реконструция внешнего вида выполнена М.Быковым.

WWII photo.
Командир 1-й эскадрильи Авдеев рядом с Як-1, фото 1942 г.
Hero of Soviet Union M.V. Avdeev.

Second world war: Soviet Union naval airforces tactical signs
Капитан Авдеев М.В. в кабине Як-1 на аэродроме Херсонес, Севастополь. 1942 г.

Ватолкин Лев Константинович - летчик командир звена
Ватолкин Лев Константинович - командир звена, фото 1942 г. Другая фотография по клику.
Pilot Vatolkin aside the Yak-1 plane. Click to view other photo.


WWII photo 6th guards navy fighter «Sevastopol» regiment (8th navy fighter air regiment)
Як-1 № 4485 старшего лейтенанта Пучкова после вынужденой посадки. 30 декабря 1942 г.


Летчик Матвеев Г.И. на фоне отметок побед, 1943 г.


Як-9 (октябрь 1943 г. — май 1945 г.)
Октябрь 1943 г.: авиаполк на аэродроме Адлер получил 36 истребителей Як-9Д.

6th navy GvIAP wartime picture
6 navy Gv IAP. Russian Guardia

Столкновение Як-9Д №№ 1 и 4.



wwII photo jak-9 insignia
Увеличеный другой ракурс по клику. Опознавательные знаки на Як-9Д позднего образца с красно-белой обводкой. Пилотируют:
№22 – Герой Советского Союза Гриб Михаил Иванович;
№31 – Воронов Владимир Иванович;
№26 – Герой Советского Союза Белозёров Иван Павлович;
№30 – В. Акулов.
Черноморские яки 6 гкап
Истребители Як-9Д 3 аэ 6 гиап ЧФ. Май 1944 г., район Севастополя. Увеличение фотографии - по клику.
The Yak-9D warplanes of 3rd squadron 6th giap of Red navy. Click to enlarge the picture.


Войтенко Стефан у истребителя, 1944 г. Увеличение фотоколлажа по клику.
Stefan Voytenko. Click to enlarge the picture.

снимок ВМВ военный самолёт яшка 6 гиап.
Вероятно, орден Красного знамени в сочетании со знаком гвардии изображался на машинах лучших летчиков полка.
ЭБО СССР
The Yak-9D fighters in flight. Great Patriotic war photo.

дальний як 6 гап. действующий флот
Истребитель Як-9Д бортовой номер 22. Реконструция внешнего вида выполнена М.Быковым.

авиаполк на аэродроме Адлер получил 36 Як9Д 6-й Гв.ИАП.
За подготовкой самолета оружейник-техник лейтенант В.М. Борисан и моторист старший сержант Жашков Д.И., 1944 г.
The Yak-9D fighter of subcolonel Avdeev.

soviet noseart Jak-9D Avdeyev
Самолет Як-9Д с рисунком орла вместо бортового номера и отметками побед на вертикальном оперении. Фотография весны 1944 года.
военная бортовая живопись 6 ГвИАП ЧФ
Оружейник-техник лейтенант В.М. Борисан и моторист старший сержант Жашков Д.И. у Як-9Д подполковника Авдеева М.В.
russian nose art eagle side profile.
Реконструция внешнего вида истребителя Як-9Д выполнена М.Быковым.

действующая армия фото ВОВ СССР сталинские соколы
Самолет Як-9 № 24, авария.

Як-3 (август 1944 г. — май 1945 г.)

действующая армия СССР фото ВОВ
Самолет Як-3 № 14 в строю.
собранные коллективом Темрюкского районного комитета ВКП(б)
Вручение летчику Борису Маслову Як-3 с надписью "Колхоз Красный Октябрь", осень 1944 г.
Новейшие на тот момент и наиболее совершенные самолеты конструкции Яковлева поступили на вооружение 6-го Гв.ИАП.
исторический формуляр авиачасти 6 гавп
Boris Maslov near his Yak-3 plane.

Боевое использование Як3
Реконструция внешнего вида выполнена М.Быковым.

       Командиры полка


       Полком командовали: ГСС П.В.Кондратьев (апрель 1940 г. – май 1941 г.), Константин Иосифович Юмашев (июнь 1941 г. – февраль 1943 г., погиб в июле); ГСС Михаил Васильевич Авдеев (апрель 1943 г. – октябрь 1944 г.), Иван Владимирович Локинский (октябрь 1944 г. - ноябрь 1945 г.), И.П.Караваев (ноябрь 1945 г. – апрель 1947 г.), И.В.Локинский (был в феврале 1946 г. - ноябрь 1949 г.), Г.Н.Титов (ноябрь 1949 г. – ноябрь 1951 г.), В.Каменский (в ноябре 1951 г. ВрИД), К.А.Степочкин (ноябрь 1954 г. – декабрь 1957 г.).





6-й гвардейский истребительный авиационный Севастопольский дважды Краснознаменный полк

Источники информации:
П. Левшов, Г. Вабищевич - Авиация Военно-морского флота России.
В. Анохин, М. Быков - Все истребительные авиаполки Сталина, полная энциклопедия.
С. Ткаченко - Опалённые крылья Крымфронта.
Если у вас есть дополнительная информация, фотографии, документы, собственные рисунки - просьба сообщить или выслать материалы на адрес pg_monster@mail.ru


Полный список благодарностей находится на главной странице / Main page.


Ссылки / Links.

6 гвардейский дважды Краснознаменный истребительный авиационный Севастопольский полк ВВС ВМФ

История материальной части и тактических обозначений боевых самолетов СССР.
Символы, камуфляжная окраска, эмблемы и опознавательные знаки ВВС ВМФ (военно-воздушных сил военно-морского флота) в Великой Отечественной войне. Истравиаполк.
Second world war: Soviet Union naval airforces tactical signs, VVS warplanes' symbols, fast aerial recognition markings, camouflage and emblems of russian aviation units.