Главная стр / Main page     Истребители - Fighters     Разведчики - Recons     Штурмовики - Attackers     Бомберы - Bombers     Смешанные - Mixed

18 транспортный авиационный отряд ВВС ЧФ

Авиационный отряд особого назначения, 2 отдельная смешанная авиационная эскадрилья

Знамя Боевое красное 2 Смешанной авиационной эскадрильи ВВС КЧФ

18th navy aviation especial transport detachment (2nd separated mixed air squadron)

       Формирование, преобразования, почетные наименования и награждение

       В 1940 г. в ВВС Черноморского флота началось освоение системы В.С.Вахмистрова «Звено СПБ». В апреле того же года в г. Евпатория в составе 2 АЭ 32 ИАП 62 ИАБ был сформирован неотдельный авиационный отряд особого назначения, вооруженный самолетами ТБ-3. Эти самолеты (6 шт.) были получены из ВВС КА, а летчики 2 АЭ 32 ИАП ВВС ЧФ прошли специальную подготовку под Москвой на самолетах И-16, входящих в данную систему.
       В июне 1940 г. приказом НК ВМФ №00154 от 19.06.1940 было предписано «дальнейшую разработку соединенного звена конструкции тов. Вахмистрова прекратить. Четыре комплекта деталей соединенного звена из формируемой на Балтике ОАЭ СпН установить на самолеты ТБ-3М-34РН эскадрильи ОсНаз ВВС ЧФ, с последующей проверкой на боевое применение».
       Однако, до июня 1941 г. система Вахмистрова не находила реального применения и самолеты ТБ-3 использовались как обычные транспортные самолеты в интересах флота и его ВВС.
       К началу Великой Отечественной войны транспортный авиационный отряд (бывш. АО ОсНаз) составом 5 ТБ-3 входил в 32 ИАП на аэр. Евпатория и подчинялся командиру 62 ИАБ ВВС ЧФ.
       С 01.07.1941 г. стал именоваться 18-м отдельным транспортным авиационным отрядом.
       В июле 1941 г. под руководством инженера В.С.Вахмистрова, прибывшего на ЧФ по распоряжению НК ВМФ Н.Г.Кузнецова, на трех самолетах ТБ-3 отряда были срочно восстановлены специальные узлы для подвески истребителей И-16, использовавшихся в системе «Звено СПБ» («Звено Вахмистрова»). В задачи отряда входили полеты составом СПБ, нанесение ночных бомбовых ударов по живой силе и технике врага, выброска воздушных десантов, переброска грузов в прифронтовую зону, переброска оперативных работников штаба ВВС, транспортные дальние полеты в центральные районы СССР, доставка почты, связь с партизанами, корректировка артогня кораблей и береговых батарей.
       В июле-августе 1941 г. самолеты-носители «Звена СПБ» выполняли вылеты против объектов на территории Румынии. Первый удар «звеном» был нанесен 26 июля по ВМБ Констанца. Наиболее известным результатом боевой деятельности системы стало уничтожение Чернаводского моста через Дунай в налетах 10 и 13 августа (экипажи Гаврилова, Огнева и Трушина). Задача была успешно решена. Истребители И-16 2-й АЭ 32-го ИАП входящие в состав «Звена» 250 кг бомбами разрушили пролет моста, имеющего для противника стратегическое значение.
       22.09.1941 г. для обеспечения высадки морского десанта под Одессой в районе Григорьевки самолет ТБ-3 18-го ОТАО ночью выбросил воздушный десант в составе 23 чел. в тылу противника для нарушения линий связи и дезорганизации управления. Выполнив задачу, десантники утром соединились с силами основного десанта.
       В сентябре 1941 г. перед оставлением Евпатории 18-й ОТАО был перебазирован на Кавказ.
       По состоянию на 22.07.1942 г. 18-й ОТАО базировался на аэр. Абаша и Сочи, имея всего два самолета ТБ-3, из которых один был в ремонте.
       До ноября 1942 г. самолетные системы «Звено-СПБ» выполнили 28 боевых вылетов на Констанцу, уничтожение Черноводского моста, по переправам через Днепр в районе Каховки, ж/д моста в Запорожье и др. Кроме того, самолеты ТБ-3 выполнили 13 вылетов на бомбардировку живой силы и техники противника в районе Одессы, Очакова и Николаева, перевезли 170850 кг грузов и боеприпасов. В интересах формирования и переформирования авиационных частей ВМФ самолеты 18-го ОТАО перевезли 1472 человека летно-технического состава ВВС ЧФ.
       До середины 1944 г. отряд выполнял транспортные перевозки личного состава флота и грузов между аэродромами и пунктами базирования Черноморского флота.
       За время боевых действий на Черном море самолетами 18-го ОТАО было произведено два десантирования личного состава в тыл врага. Первое десантирование личного состава флота в количестве 23 бойцов в тыл румынским войскам в районе Одессы было проведено 23.09.1941 г. ночью в СМУ с самолета ТБ-3 экипажем капитана Гаврилова. Вторая выброска десанта была выполнена ночью 23 октября 1942 г. на аэр. Майкоп, захваченный немцами. И в этом вылете десантирование производилось с ТБ-3 капитана Гаврилова. Уже после выброски десантников самолет был подбит зенитной артиллерией, и экипажу пришлось также покинуть его с парашютами. На земле он присоединился к силам десанта и участвовал в уничтожении на земле вражеских самолетов. Большая часть членов экипажа погибла при выходе из окружения, но капитан Гаврилов пробился вместе с остатками десанта к своим.
       По состоянию на 01.04.1944 г. в составе 18-го ОТАО на аэр. Адлер имелось 2/1 ТБ-3, 3/3 Р-Z, 1/- ПР-5, 1/- У-2 и 8 летчиков.
       В середине мая 1944 г. после освобождения Севастополя 18-й ОТАО перебазировался туда.
       К 15.07.1944 г. 18-й ОТАО, базирующийся в Севастополе, был расформирован, а личный состав и авиационная техника на основании приказа НК ВМФ №0479 от 09.06.1944 г. были обращены на укомплектование формируемой 2-й отдельной смешанной авиационной эскадрильи ВВС ЧФ. Кроме 18-го ОТАО на формирование эскадрильи были обращены также авиационное звено связи и санитарное авиационное звено Управления ВВС ЧФ. После окончания формирования в составе эскадрильи имелись транспортный отряд, связное и санитарное авиазвенья.
       Главными задачами эскадрильи являлись: доставка боеприпасов, продовольствия и других грузов в интересах флота, фельдъегерская связь, а также доставка раненых и больных в тыл.
       По состоянию на 01.10.1944 г. 2-я ОСАЭ базировалась на аэродромах Одесса, Констанца и Севастополь, обеспечивая связь, транспортные и грузовые перевозки в интересах группировок ВВС ЧФ в Крыму, в районе Одессы и в Румынии и Болгарии. В это время в ее составе имелось 1/1 УИл-4, 1/0 Ил-4тр, 1/1 Ли-2, 3/3 Як-6, 2/2 ТБ-3, 4/3 УТ-2, 5/3 УТ-1, 16/13 У-2 и 23 летчика.
       К концу 1944 г. местом базирования 2-й ОСАЭ стал Севастополь. В последующем она была перебазирована в Евпаторию.
       К декабрю 1947 г. на базе 2-й ОСАЭ в составе ВВС ЧФ формируется 560-й отдельный транспортный авиационный полк трехэскадрильного состава.
       К 11.05.1948 г. 560-й ОТАП был свернут в 260-ю отдельную транспортную авиационную эскадрилью. В ней имелось 3 отряда тяжелых кораблей (Ли-2) и звено связи на легкомоторных самолетах (У-2). В таком виде она обеспечивала транспортные потребности Черноморского флота почти десять лет.
       03.07.1957 г., учитывая возросшие задачи, возложенные командованием флота на часть, 260-я ОТАЭ была развернута в 917-й отдельный транспортный авиационный полк. До 1961 г. местом дислокации полка был аэр. Евпатория. С 1961 г. аэродромом постоянной дислокации 917-го ОТАП стала Кача.
       На 01.01.1992 г. в составе полка имелось: 4 Ан-12, 3 Ан-12рр; 10 Ан-26; 9 Ан-2; 1 Ил-14; 1 Ан-24.
       Вплоть до своего расформирования в 1996 г. полк решал разнообразные транспортный задачи в интересах Черноморского флота.
       С конца 60-х годов по 1996 г. в состав полка входил не отдельный разведывательный авиационный отряд в составе 3 самолетов Ан-12рр (подобные отряды были сформированы в 593-м ОТАП ВВС ТОФ, 263-м ОТАП ВВС БФ и 912-м ОТАП ВВС СФ).
      
       01.09.1996 г. в рамках «оптимизации» структуры Морской Авиации 917-й ОСАП был расформирован, однако практически сразу же на его основе, и 327-й ОПЛАЭ Авиации ЧФ, (ставшей наследницей расформированного 15.10.1995 г. 318-го ОПЛАП), на аэр. Кача был сформирован 318-й отдельный смешанный авиационный Констанцский Краснознаменный полк. В составе нового полка имелось две эскадрильи: противолодочная на самолетах Бе-12 и транспортная на самолетах Ан-26.
       Эскадрилья на самолетах Ан-26 решала транспортные задачи, неся дежурство в составе поисково-спасательных сил и обеспечивая десантную подготовку подразделений морской пехоты.
       Самолеты Бе-12 остались единственными летающими самолетами данного типа в ВВС и ПВО ВМФ, решающими противолодочные и патрульно-поисковые задачи.
       В 2006 г. на вооружении полка имелось примерно 10 самолетов Ан-26 и 8 Бе-12.
       В середине 2009 г. 318-й ОСАП с частями обеспечения на аэр. Кача был переформирован в 7057-ю авиационную Констанцскую Краснознаменную базу Морской Авиации Черноморского флота.
       В последующие годы 318-й ОСАП был восстановлен в составе МА Черноморского флота.

       Итоги боевой деятельности авиачасти

       Отрядом была освоена подвеска истребителей И-16 под воздушный корабль ТБ-3. ("Звено Вахмистрова" или СПБ - составной пикирующий бомбардировщик). Всего летом 1941 г. с подвеской произведено 28 боевых вылетов для нанесения ударов по объектам противника в Констанце, по разрушению Чернаводского моста, переправам через Днепр в районе Каховки, на ж.д. мост в Запорожье и др.
       Кроме того, отрядом произведено 13 боевых вылетов ночью на бомбометание в районах Одессы, Очакова, Николаева.
       Отряд участвовал в операциях по выброске парашютных десантов в тыл противника. Кроме непосредственно боевой работы отряд выполнял транспортные задачи. К ноябрю 1942 г. отрядом было переброшено 170 850 кг различных грузов. Перевезено 1472 человек.
       Всего за время войны 18-й ОТАО (и 2-я ОСАЭ) налетал 7910 часов, выбросил 2 десанта, перевез: около 9000 чел., около 1080 т грузов, около 210 т горючего, сбросил в учебно-тренировочных целях более 2379 парашютистов.

       Подчиненность и участие на фронтах

       В действующей армии:
01.07.1941 - 01.07.1944 (18 ОТРАО)
01.07.1944 - 16.09.1944 (2 ОСАЭ)

       Типы самолетов, применявшихся в боевых действиях

       В разное время на вооружении также состояли самолеты следующих типов: ПР-5, Р-Z, ТБ-3, Як-6, У-2, УТ-1, УТ-2, УИл-4, Ил-4тр, Ли-2, Ил-14 (до 1986 г.), Ан-2 (до 1990 г.), Ан-14 «Пчелка», Ан-12 (до 1998 г.), Ан-24, Ан-26 (до н.в.), Ан-12рр (до 1996 г.), Ил-20м (до 1990 г.), Бе-12 (до н.в.).

WW2 foto hvy air carrier USSR
Звено СПБ: четырехмоторный тяжелый бомбардировщик ТБ-3 (двигатели АМ-34ФРН) с двумя подвешенными истребителями И-16 (из состава 32 иап ВВС ЧФ).
Сталинские соколы действующая армия СССР
"SPB flight" (Composite dive bomber). Two I-16 fighters under the TB-3 wing.

ТВ-3 имперский бомбовоз в ВОВ фото СССР
Составной пикирующий бомбардировщик. И-16 с бомбами ФАБ-250 под крылом ТБ-3.

И-16 2-й АЭ 32-го ИАП в составе Звена СПБ
Истребитель И-16 под крылом ТБ-3.

18 трао ВВС ЧФ Авиаторы 18-го ОТАО Калашников, Горшков, Шишков, Спилиоти, ШТ Бойко, КК Гаврилов
Рядом с ТБ-3: Калашников, Горшков, Шишков, Спилиоти, штурман Бойко, командир корабля Гаврилов, фото 1943 г.

2-я ОСАЭ ВВС ЧФ к-р АЭ Д.Ф.Тихонов третий справа возле Р-5
2 ОСАЭ ВВС ЧФ (комэск Д.Ф.Тихонов - третий справа) возле Р-5.

       Командиры

      Командирами части в различные годы были: Евгений Александрович Разинко (был в июне 1941 г. - ноябре 1942 г.), Д.А.Лебедев (май 1943 г. – январь 1944 г.), Д.Ф.Тихонов (август 1943 г. - июль 1944 г.), А.Г.Долгушев (октябрь 1947 г. - январь 1951 г.), ГСС М.Н.Казаков (октябрь 1957 г. – январь 1961 г.), А.П.Кривенок (1982-1990 гг.), А.Ф.Федорин (1990-1994 гг.), С.Ф.Шорин, Ю.И.Бондарев (был в 2006 г.).





18 трао (ао он), 18-й отдельный транспортный авиационный отряд, неотдельный авиаотряд ОсНаз. (7057-я авиационная Констанцская Краснознаменная база КЧФ, 318-й отдельный смешанный авиационный Констанцский Краснознаменный полк, 917-й отдельный транспортный авиаполк, 260-я отдельная транспортная авиационная эскадрилья, 560-й отдельный транспортный авиационный полк, 2-я отдельная смешанная авиаэскадрилья, Авиационный отряд Особого Назначения 32-го ИАП)

Благодарности: Левшов П., Харин В.
Если у вас есть дополнительная информация, фотографии, документы, собственные рисунки - просьба сообщить или выслать материалы на адрес pg_monster@mail.ru


Полный список благодарностей находится на главной странице / Main page.


Ссылки / Links.

История материальной части и обозначений военно-воздушных сил военно-морского флота.
Тактические символы, камуфляжная окраска, эмблемы и опознавательные знаки транспортных самолетов СССР в Великой Отечественной войне.
Second world war: Soviet Union airforces tactical signs, VVS warplanes' symbols, fast aerial recognition markings, camouflage and emblems of russian aviation units.