Главная стр / Main page     Штурмовики - Attackers     Бомберы - Bombers     Истребители - Fighters     Разведчики - Recons     Смешанные - Mixed    

37 гвардейский штурмовой авиационный полк ВВС ВМФ

37 штурмовой авиаполк ВВС ВМФ

Боевое Знамя красное 37 Штурмового авиационного полка ТОФ

37th Guards attack aviation navy regiment

       История полка

       С 22.06.1943 г. на основании приказа НК ВМФ № 00143 от 21.05.1943 г. и циркуляра НГМШ №0431 от 17.06.1943 г. на аэр. Кролевец Приморского края был сформирован 37-й штурмовой авиационный полк, вооруженный самолетами Ил-2, с подчинением командиру 12-й штурмовой авиационной бригады (с июля – 12-я ШАД) ВВС ТОФ.
       К 05.07.1943 г. формирование полка было в целом завершено и экипажи приступили к плановой боевой подготовке. Одной из важнейших задач, стоящих перед полком была подготовка летных экипажей для ВВС воюющих флотов. За время войны на Западе полк только в состав ВВС КБФ отправил 12 подготовленных летных экипажей.
       На 1 января 1944 г. в составе полка числилось 37/33 Ил-2, 1/- И-16, 1/1 УТ-2 и 36 экипажа.
       По состоянию на август 1945 г. в полку, базирующемся на аэр. Кролевец имелось 40/33 Ил-2, на которых летали 37 экипажей.
       В период с 9 по 18 августа 1945 г. полк в составе 12-й ШАД ВВС ТОФ участвовал в боевых действиях против Японии.
       В первый же день войны 9 августа полк под прикрытием 22 истребителей Як-9 и 6 ЛаГГ-3 38-го ИАП 12-й ШАД нанес два БШУ (28 Ил-2 и 22 Ил-2 соответственно) по кораблям и транспортам противника в п. Юки (ныне Унги, КНДР). В этих вылетах 37-й ШАП понес и первые потери, которые оказались весьма болезненными - 4 Ил-2 были сбиты огнем японской зенитной артиллерии над Юки. Погибли экипажи:
- летчика 1-й АЭ мл. лейтенанта Большакова Александра Алексеевича. Поврежденный самолет сел на воду. Стрелок краснофлотец Гашко Владимир Емельянович был спасен самолетом МБР-2 115-го ОМРАП. Летчик утонул вместе с машиной;
- летчика 2-й АЭ мл. лейтенанта Милькова Сергея Дмитриевича (ВСР краснофлотец Борисов Алексей Васильевич). Самолет упал в воду бухты;
- летчика 1-й АЭ мл. лейтенанта Киселева Вениамина Сергеевича (ВСР мл. сержант Орлов Борис Иванович). Над портом Юки прямым попаданием снаряда ЗА были повреждены тяги управления самолета. На обратном маршруте он потерял управляемость и упал в северной части аэродрома Кролевец.
- летчика 3-й АЭ мл. лейтенанта Полянкина Леонида Владимировича (ВСР мл. сержант Чернецов Василий Григорьевич). Самолет упал в воду бухты.
       Кроме того, над целью был подбит самолет 3-й АЭ пилотируемый мл. лейтенантом Кулиненко Анатолием Ивановичем (ВСР мл. сержант Исаев Валентин Дмитриевич). Летчик сумел посадить поврежденную машину на воду в районе о. Серебрякова в заливе Петра Великого, и экипаж был спасен.
       10 августа штурмовики полка выполнили еще один БШУ по транспортам противника в п. Юки составом 25 Ил-2 под прикрытием 22 Як-9 и 6 ЛаГГ-3 38-го ИАП 12-й ШАД. В этот же день при налете на п. Расин (Наджин) 6 Ил-2 полка под прикрытием 6 Як-9 38-го ИАП зенитным огнем противника был тяжело поврежден штурмовик, пилотируемый командиром звена 1-й АЭ младшим лейтенантом Янко Михаилом Егоровичем (ВСР сержант Бабкин Иван Михайлович). Подбитый самолет упал на крупное здание (полицейское управление) в городе.
       Всего за два дня штурмовики полка совершили 74 самолетовылета на БШУ п. Юки и 6 самолетовылетов по п. Расин. По донесениям экипажей было уничтожено пять транспортов противника.
       С окончанием боевых действий 14.09.1945 г. званий Героев Советского Союза были удостоены пять летчиков полка:
- командир полка майор Барбашинов Михаил Никанорович;
- помощник командира полка по летной подготовке капитан Матвеев Яков Иванович;
- командир эскадрильи капитан Воронин Иван Федорович;
- летчик мл. лейтенант Крапивный Федор Андреевич;
- командир звена мл. лейтенант Янко Михаил Егорович (посмертно).
       15.09.1945 г. приказом ВГК №0501 «за проявленную отвагу в боях с японскими захватчиками, за стойкость, мужество, дисциплину, организованность и героизм личного состава» 37-й ШАП был преобразован в 37-й гвардейский штурмовой авиационный полк ВВС ТОФ (приказ НК ВМФ №0459 от 22.08.1945 г.).
       15.12.1947 г. на основании циркуляра НГШ ВМФ №0036 от 07.10.1947 г. 37-й гв. ШАП на аэр. Кролевец был расформирован (приказ Ком. 5-го ВМФ №0021 от 30.12.1947 г.).

       Типы самолетов, применявшихся в боевых действиях

Материальную часть составляли самолеты Ил-2. К 08.08.1945 в боевом составе авиаполк имел 40/33 штурмовиков.


The ditched doubleseater Il-2 board number 48, picture of 1945.


Штурмовик Ил-2 фото действующая армия СЯВ
Строй авиаторов на фоне штурмовика Ил-2.

советско-японская война
Торжественное построение полка, другая фотография - по клику.
Soviet aviators and the aircraft Il-2 Shturmovik. Click to veiw other photo.


       Командиры полка

       В.Н.Каштанкин (май 1943 г. – февраль 1944 г., погиб в марте на БФ, ГСС посмертно), (ГСС) М.Н.Барбашинов (февраль 1944 г. – ноябрь 1945 г.), ГСС Я.И.Матвеев (ноябрь 1945 г. – декабрь 1946 г.).





       37 штурмовой авиаполк входил в состав военно-воздушных сил Тихоокеанского флота. Учавствовал в советско-японской войне.

Благодарность за информацию - Левшов П.

Если у вас есть дополнительная информация, фотографии, документы, собственные рисунки - просьба сообщить или выслать материалы на адрес pg_monster@mail.ru


Полный список благодарностей находится на главной странице / Main page.


Ссылки / Links.

История материальной части и обозначений ВВС КА (Военно-воздушных сил Красной армии).
Тактические символы, камуфляжная окраска, эмблемы и опознавательные знаки боевых самолетов СССР в советско-японской войне.
Second world war: Soviet Union airforces tactical signs, VVS warplanes' symbols, fast aerial recognition markings, camouflage and emblems of russian aviation units.